Тибетские монахи лечат радикулит
Ирина Уткина
С гимнастикой тибетских монахов "Око возрождения” я
познакомилась в 1996 году. Я и раньше старалась все,
о чем читала в "ФиС” и других изданиях, испробовать
на себе, а тут такой флер экзотики, полумистической
таинственности, который окутывал описание упражнений
(не простых, а ритуальных!) и резко усиливал интерес
к ним!.. Я немедленно начала разучивать упражнения.
Они показались мне необычными, но несложными в исполнении,
приятно тонизировали все мышцы, активизировали кровообращение.
Однако, не испытав никаких трудностей при освоении гимнастики,
я также не ощутила и какого-либо улучшения самочувствия.
Наверное, поэтому я на некоторое время потеряла интерес
к гимнастике.
Должна сказать, что к тому времени я уже несколько лет
принадлежала к славному и многочисленному племени радикулитчиков-остеохондрозников.
Первый приступ радикулита, острой болью пронзивший поясницу
во время стирки белья в 1989 году, стал для меня полной
неожиданностью и поверг в шок: мне же только 35 лет,
я такая спортивная, бегаю, плаваю, хожу на лыжах, езжу
на велосипеде и т.д., и вдруг такое! За что, почему?!
Визиты к невропатологу не дали мне ни существенного
улучшения состояния, ни объяснения причин, почему все-таки
со мной это случилось, при, казалось бы, правильном
образе жизни. Позднее я, как мне кажется, докопалась-таки
до причин своего радикулита (впрочем, не только его),
перевернув гору специальных медицинских и популярных
книг по этой теме. Стандартные назначения врача — массаж,
мази и растирания — давали небольшое облегчение, снимая
лишь острую боль, и то ненадолго. В 1989—1996 годах
мне пришлось перенести несколько обострений по 1—1,5
месяца, которые на 7—8 месяцев сменялись периодами затишья,
когда острой боли нет, но дискомфорт, ощущение чего-то
лишнего в левой части крестца сохранялись.
Я стала искать свой собственный способ лечения, обратившись
в первую очередь к гимнастике и висам на турнике. Очень
большую помощь мне оказали статьи В.С. Преображенского
и других авторов в журнале "ФиС” на эту тему.
Первое знакомство с тибетской гимнастикой пришлось как
раз на относительно спокойный, безболезненный период.
Но в ноябре 1996 года началось новое обострение, да
такое сильное, что я вновь, после перерыва в несколько
лет, решила обратиться к врачу. На сей раз мне были
предложены новокаиновые блокады с интервалом в несколько
дней. После первой блокады я чувствовала себя нормально
два или три дня, потом острая боль по ходу седалищного
нерва при сидении или длительном стоянии возобновилась.
Я с нетерпением дождалась второй блокады, но после нее
мне стало лучше лишь до утра следующего дня. А эффект
от третьей блокады был таким небольшим, что я уже по
дороге домой (я стою на учете в ведомственной поликлинике,
расположенной в полутора часах езды на трех видах транспорта
от моего дома) почувствовала себя плохо — и от вспыхнувших
почти с прежней силой болей, и от огромного количества
новокаина, впрыснутого в мой организм. Но, как мне сейчас
кажется, тяжелее всего было чувство отчаяния и безнадежности.
И тут-то, еле переставляя больную левую ногу по залитому
ноябрьской жижей из мокрого снега и грязной воды асфальту,
с кружащейся головой, я почему-то вспомнила о тибетской
гимнастике. Почему я подумала именно о ней, хотя знала
много других комплексов для лечения и профилактики пояснично-крестцового
остеохондроза? Теперь это кажется мне наитием свыше.
Утром следующего дня я стала выполнять все пять ритуальных
упражнений комплекса (всего их шесть, как известно,
но шестое я никогда не делала). Было больно и до упражнений,
и при их выполнении, и после, но я терпела. Число повторений
увеличивала постепенно, начиная с 3—5 и прибавляя по
1 разу в неделю. Позднее, знакомясь с впечатлениями
от этой гимнастики других читателей "ФиС”, я с удивлением
отмечала, как трудно многим давалось первое упражнение
— вращение по часовой стрелке. Для меня оно было самым
легким. Не сомневаюсь, что я сразу же могла бы сделать
21 вращение без каких-либо последствий, но все-таки
я сумела убедить себя не делать этого и число повторений
первого упражнения увеличивала наравне с остальными
четырьмя.
Примерно через месяц почувствовала, что мне больно только
при выполнении упражнений, а в обычной жизни, даже в
положении сидя, уже не испытываю болей. Еще через 3—4
недели заметила, что безболезненно выполняю первое и
третье упражнения, а остальные три все-таки вызывали
острую боль в типичных для радикулита точках. Еще примерно
через месяц болезненным осталось только пятое упражнение.
И вот через полгода, в мае 1997-го, я в одно прекрасное
— именно прекрасное! — утро поняла, что уже и пятое
упражнение (кстати, самое любимое с первого дня занятий,
несмотря на боль) совершенно не вызывает боли. Наконец-то
мне удалось войти в безболезненный период, продолжающийся
до сих пор!
Осознав, что одолела так изводивший меня недуг, я еще
некоторое время продолжала выполнять эти упражнения.
Многие отмечают, что они бодрят, тонизируют, способствуют
ясности мышления, хорошему настроению. Кто-то пишет,
что регулярные занятия этой гимнастикой приводят к уменьшению
седины. Еще довольно много свидетельств того, что упражнения
тибетских монахов помогают уменьшить вес. Всему этому
я охотно верю, хотя и не испытала на себе в полной мере
этих эффектов. Просто я была тогда достаточно молода
и энергична, поэтому все это было для меня не актуально.
Почему я перестала делать эти упражнения, раз они мне
так помогли? С удовольствием продолжала бы их делать
и дальше, но даже хорошее приедается, а тут, видимо,
пришел очередной номер "ФиС” с чем-то новым и интересным,
захотелось и это попробовать, ведь все сразу выполнять
невозможно. Но если вдруг опять сразит меня радикулит,
непременно начну делать эти упражнения снова. Впрочем,
садясь за написание этих заметок, я взяла с полки книжку
из серии "ФиС: Золотая Библиотека Здоровья”, посвященную
гимнастике тибетских монахов, перечитала описание упражнений,
сделала каждое по нескольку раз. Какие все-таки замечательные
упражнения! Пожалуй, начну их делать снова и не буду
ждать радикулита.
Ирина Уткина
|