Среда, 27.11.2024, 20:23 | Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Журнал:ФиС
Физкультура и спорт
Главная » Статьи » "ФиС" за 2005 год » 8 номер |
Благие и коварные эмоции
Вас принимает доктор ФиСЧитая оздоровительную литературу в разных газетах и
журналах, я то и дело нахожу странные рекомендации:
"Повторять упражнения по два, три… десять раз”. Неужели
этого достаточно? Я, например, вырвался из лап хронических
заболеваний именно благодаря упорным упражнениям, оздоровительным
видам спорта, идеям академика Амосова… Помогите разобраться.
И как сделать, чтобы занятия были в охотку? Совсем недавно (на праздновании 60-летия Победы) я мимоходом встретился с пожилым коллегой-журналистом, который получил ранение в плечо под Сталинградом. Главный хирург Советской Армии Н. Бурденко, человек решительный, взялся тогда за его лечение: хотел заменить кусок нерва, вырванный осколком, на часть нерва от молодого сильного бычка (эксперимент рискованный, невиданный). Но Бурденко внезапно вызвали в Кремль (чуть ли не к самому генералиссимусу), и он поручил выполнить эту операцию своему заместителю, доктору наук Егорову. А Егоров был более осмотрительным хирургом и вставлять бычий нерв не стал, сказав раненому пациенту: "Хотите выздороветь, выходите из госпиталя во двор и стучите по столу "костяшкой” домино. Будете стучать по многу раз, нерв срастется”. В дополнение к домино Егоров посоветовал больному упражнение с мячом: "Ведите баскетбольный мяч раненой рукой, обводите соперников, бросайте мяч в корзину. Без эмоций в зале лечебной физкультуры вы достаточного количества движений не наберете”. Любопытно, что другой медицинский гений — Владимир Петрович Филатов, одесский окулист, вылечил от "неизлечимого” туберкулеза глаза Надежду Сафронову, довоенную чемпионку по конькам и теннису, тем же способом — через подключение эмоций. Он ее спросил, когда она пришла к нему на консультацию (сильно располневшая, поникшая): "В теннис хотите поиграть? Соскучились?” Она взглянула на него с удивлением, потому что до этого все московские светилы-окулисты твердили ей одно и то же: "Покой! Никаких движений!” "Завтра же, — продолжал Филатов, — берите ракетку в руку — и на корт!.. Станете следить больным глазом за мячом — поправитесь”. И Надежда Сафронова выздоровела: обрела былую форму, похудела! Я с ней встречался в Приэльбрусье, где она обучалась слаломным поворотам у моего брата Юрия Сергеевича. Филатова она боготворила, сравнивала с угасшей звездой: "Звезда давно потухла, а свет от нее мы видим на Земле. Не чудо ли?” Великие ученые, скорее всего, тем и отличаются от нас, обыкновенных, что видят дальше, шире! Николай Михайлович Амосов, еще один великий врач, утверждал (вы правы, уважаемый В. Голубев), что для избавления от хронического недуга человеку необходимо выполнять ежедневно на утренней зарядке минимум тысячу движений. А как быть, если движений требуется больше тысячи? Подключать эмоции! Они окрасят однообразные повторы ("всухомятку” больше тысячи не одолеешь). И потому, как ни изощряйся, а без оздоровительных видов спорта (без тенниса или баскетбола, о чем говорили Егоров и Филатов) медицина не может обойтись! Впрочем, некоторые специалисты по спортивной медицине вообще отрицают понятие "оздоровительные виды спорта” и настаивают на термине "оздоровительная физкультура”. На мой взгляд, это ошибка. Ведь оздоровительных видов спорта множество. Все разные. Недостаточно изученные. Их необходимо классифицировать. Вспомним, например, о профессиональном боксе и нокаутах: в них оздоровления не разглядишь и под микроскопом! Другое дело — плавание, бег, ходьба, лыжи, путешествия с рюкзаком и на байдарках: они же кладезь для оздоровления! Ну а для меня, признаюсь, нет ничего полезнее и эмоциональнее любимых горных лыж. Особенно хороши спуски по целинным кручам. Мчишься и ловишь под собой снежную подушку: недобрал наклон тела, лыжи встают на дыбы, словно дикие мустанги, и скорость угасает, а перебрал наклон — закувыркался через голову!.. Когда же капризная "подушка” подчинится, за спиной точно вырастают крылья! Возможно, кто-то скажет: "Но это же оздоровительная физкультура, а не спорт. Для спорта характерны состязание, соперничество между людьми или борьба со временем и беспрерывное повышение спортивной формы”. Но разве, когда мчишься, по целине под кручу, возражу я, не состязаешься с силами природы, не одолеваешь страх и робость, не оттачиваешь спортивную форму, мастерство?.. Оттачиваешь! Вернусь, однако, к нашей теме — к академически чистому оздоровлению. Знаменитый авиаконструктор (Герой труда) Антонов раз сказал о теннисе: "Когда тянешься ракеткой за мячом, весь поглощен движением и забываешь обо всем на свете”. Точнее физиологическую и оздоровительную суть тенниса не определишь: тянешься и забываешь! А ведь Антонов выходил на корт после трудного дня, нервозных совещаний, чтобы побыстрее отдохнуть. Для сравнения напомню изречение великого остряка, заслуженного мастера спорта Василия Павловича Смирнова: "Во время лыжной гонки на пятьдесят километров до того упехаешься, слюни со щеки стереть не можешь и всех родственников в уме переберешь — любимых, нелюбимых, даже тещу вспомнишь”. Монотонное терпение, выносливость — характерные черты марафонских гонок. Но тот ошибется, кто не углядит в состязаниях марафонцев творческий "кристалл”. "Когда бежишь, — говорит наш автор марафонец Андрей Чирков, — мысли и догадки на уровне открытий будто сами выстраиваются в стройные логические цепочки. Хоть садись на асфальте и записывай!” Николай Васильевич Гоголь (не все об этом знают), создавая свои литературные шедевры, стремился, как и авиаконструктор Антонов, побыстрее забыть, что написал. Но поскольку он в теннис не играл и на лыжах не катался, то применял другой прием. Набрасывал новое произведение (желательно до самого конца), садился, правил, чиркал, вставлял какие-то слова… и когда в его каракулях разобраться было невозможно, переписывал начисто и забрасывал подальше рукопись с единственным желанием поскорее позабыть о ней. И когда забывал, то правил, чиркал, вставлял слова и фразы… и снова переписывал начисто. Так, по его признанию, он поступал раз восемь. Тогда из-под его пера и выходили неповторимые шедевры. Итак, разнообразные эмоции и виды спорта полезны человеку. Но как ими в совершенстве овладеть? В этом и вопрос. Нельзя, к примеру, забывать о том, что в одно время на играх ветеранов по футболу участились несчастные случаи со смертельными исходами. Их пресса даже начала обходить молчанием, должно быть, для того, чтобы не бросать тень на любимый футбол… Но прятать голову в песок по-страусиному — не лучший выход. Так вот, откуда же эта беда "вползла”? Во-первых, наши ветераны выходили на матчи без хорошей подготовки. У нас, увы, сидит в крови: "Чего мне тренироваться, когда я был чемпионом?” А во-вторых, в футболе (теннисе, хоккее, баскетболе и т. д.) эмоции хлещут через край и мгновенно отключают, это верно, но они и коварно усыпляют человека. В погоне за мячом, в азарте спортсмен может незаметно для себя перейти оздоровительную грань. Медленный бег, ходьба (или безэмоциональная методическая физкультура в зале) надежнее, лечебнее. Но если грамотно и тщательно готовиться к футболу, то и он не подведет! Попробуйте у Юрия Михайловича Лужкова (при его невероятной занятости, нагрузках, титанической памяти) отобрать игру в футбол? Ничего хорошего не выйдет. Да и отбирать не надо! Лужков же разносторонне, круглогодично тренируется. Регулярно проходит (я это проверял) медицинские обследования (с записью электрокардиограммы под нагрузкой). Наконец, последний "маленький” вопрос. Ну а где всем этим физиологическим и психологическим премудростям человеку научиться, чтобы он шел по жизни долго и счастливо, творчески работал? Ответ один: в школе, на обыкновенных уроках физкультуры! Но у нас с этими обыкновенными уроками почему-то то и дело заедает. Вот и школьная реформа по стране катит, а уверенности нет, что после нее наши дети станут здоровее. Сколько лет, к примеру, специалисты боролись за то, чтобы уроков физкультуры в неделю стало больше — семь или даже восемь? А воз и ныне там. Сколько промелькнуло перед нашими глазами изумительных педагогических фигур: Сухомлинский, Амонашвили, Шаталов, Зациорский (всех не перечислишь). А взяла ли наша педагогика от них хоть что-нибудь? Да ничего! Мечтали мы и о добрых учителях по физкультуре, которые будут учить на занятиях физиологическим и психологическим закономерностям, вместо того чтобы щелкать "злым” секундомером, принимая нормативы? Вот свежий пример. Мой старший правнук, ученик хорошей платной школы, после урока физкультуры еле-еле дополз до своего дома. И на следующий день не мог ходить: перегрузил сухожилия в мышцах (ахилловы и паховые). Еще какая-то простуда привязалась: дремала и вдруг вспыхнула — иммунитет ослаб. Почему же все это случилось с правнуком? Учительница по физкультуре, очень милая молодая женщина, не успевала провернуть всю четвертную физкультурную программу и предложила школьникам: бег на среднюю дистанцию, повторные короткие пробежки (спринт), прыжки в длину и высоту, а под конец бросила футбольный мяч: "Играйте!” Мой правнук все-таки разносторонне развит, крепок (ездит на велосипеде, плавает, зимой "крутит под мастера” на слаломных лыжах), а каково пришлось его одноклассникам? Что, кроме болей в мышцах и отвращения к физической культуре, они были способны вынести с урока? Так вышло, что с учительницей по физкультуре моего правнука я знаком. И потому спросил у нее при встрече: "А вы сами-то когда-нибудь пробовали за один день сдать столько школьных нормативов и поиграть в футбол?” Она чуть-чуть подумала, улыбнулась и ответила: "Что я, по-вашему, с ума сошла?” Владимир ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ | |
Оцените материал
0.0/0
Категория:
Рейтинг: 8 номер | Добавил: admin (18.01.2010) Автор: Владимир ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ | |
Просмотров: 702 |
Всего комментариев: 0 | |