Главная » Статьи » "ФиС" за 2004 год » 11 номер

Глубокие корни депрессии


Помнишь ли ты… как появился на свет?

Причины наших сегодняшних душевных проблем, стрессов и даже депрессии иногда лежат в прошлом, порой в самом раннем детстве. Поэтому вспомнить свое прошлое, разобраться в нем, выделить те события, которые могли причинить душевную травму, — значит найти ключ к преодолению нынешних трудностей и недугов. Так считают многие психологи. А в популярной литературе нередко утверждается, что практически каждый из нас способен вспомнить самые ранние моменты своей жизни, вплоть до момента рождения и даже пребывания в утробе матери.
В этом убеждена, в частности, британский психолог Ксандрия Вильямс, чья книга "Тренинг по управлению стрессом” вышла недавно в русском переводе. Она подтверждает свою точку зрения примерами из собственной практики.
Вот один из них. К Вильямс обратился некий мистер А, стрессовые переживания которого были связаны с тем, что он чувствовал себя ненужным, считая, что его никто не любит. Вильямс предложила пациенту "погрузиться в прошлое” и попытаться найти в нем причину стресса. Мистер А согласился, и вот что из этого получилось.
"Они с сестрой были близнецами, и он родился на полчаса раньше. Вернувшись в прошлое, он даже вспомнил свои ощущения, когда они с сестрой находились в утробе матери, защищенные от внешнего мира. Затем он почувствовал, как его выталкивают из единственного убежища, которое он знал. Более того, его разделяли с сестрой. Он сделал свой первый вывод: "Мама не хочет меня; она хочет оставить сестру. Я недостаточно хорош. Я на втором месте”.
Сразу после рождения его положили в колыбель и на некоторое время оставили одного, пока врачи занимались матерью и появлением на свет второго из близнецов. И он сделал следующий вывод: "Эти новые существа не хотят меня. Я недостаточно хорош”.
Когда сестра наконец появилась на свет, акушерке стоило больших трудов, чтобы девочка начала дышать. Ее не просто положили в колыбель, как его, а уделили ей массу внимания. И он сделал третий вывод: "Они больше хотят ее. Она лучше и желаннее меня. Меня не хотят. Я на втором месте”.
Затем мать попросила, чтобы ей дали детей. Девочка лежала ближе, и ее подали матери первой. Поэтому его следующий вывод был похож на три предыдущих: "Я недостаточно хорош. Я на втором месте”.
Сделав эти "открытия”, мистер А стал иначе оценивать жизненные ситуации, в которых он чувствовал себя ущемленным, и уже через месяц избавился от своих комплексов.
У этой истории счастливый конец. Но насколько она правдоподобна? Может ли взрослый человек "вспомнить” акт своего рождения? И мог ли только что появившийся на свет ребенок оценивать происходящие события и "делать выводы”?
На эти вопросы наука дает однозначно отрицательные ответы.
Обратимся к классическому труду выдающегося отечественного ученого Льва Семеновича Выготского "Вопросы детской психологии”.
Новорожденный ребенок, пишет Выготский, обладает начатками психической жизни, но лишь в самой примитивной степени. У него нет ни прирожденных представлений, ни действительного восприятия внешних предметов, ни сознательного хотения или стремления. "О ребенке можно сказать: он живет и сам не осознает своей жизни”, — отмечает Выготский. Поэтому невозможно себе представить, чтобы новорожденный мог рассуждать о том, хорош он или нет.
В первый период жизни у ребенка нет представления о самом себе. "Детское "я сам” появляется сравнительно поздно”, — пишет Выготский. Поэтому невозможны и сколько-нибудь отчетливые воспоминания о времени, когда человек еще не осознавал себя отдельной личностью.
"Если отдельные гениальные люди, как, например, Л. Толстой, утверждают, что помнят чувство стеснения при пеленании, ощущение теплой воды и мыла при купании, то, по-видимому, мы имеем дело со сложной реминисценцией, — читаем мы в труде Выготского. — Что касается каждого из нас, то младенческий возраст забывается, забывается и раннее детство. Едва ли кто помнит отчетливо (не из рассказов близких) из своего детства до 3 лет что-либо, кроме отдельных, исключительных впечатлений, кроме обрывков, зачастую непонятных.
Связных воспоминаний их эпохи раннего детства обычно в сознании не сохраняется, настолько своеобразно организована память и настолько мало она участвует во всей деятельности сознания. Память выдвигается на первый план в последующих возрастах…”.
Читатель может спросить: а не устарели ли взгляды Выготского? Ведь он писал свои труды более семидесяти лет назад (ученый скончался в 1934 году). Да, конечно, наука не стояла и не стоит на месте. Однако и новейшие исследования подтверждают высказанные Выготским мысли о детской памяти, внося при этом некоторые уточнения.
Так, в прошлом году была опубликована работа канадского ученого Марка Хоу, поставившего своей целью точно определить, в каком возрасте у ребенка появляется так называемая автобиографическая память, то есть память о самом себе и о тех событиях, которые происходят с ним самим и вокруг него. Ведь какая-то память есть все-таки и у младенца. Он, например, как это было доказано экспериментом, может запомнить, что, если надавить лбом на коробку, внутри которой помещена лампочка, то она осветится. И даже неделю спустя ребенок способен повторить этот опыт. Но такая память слишком коротка, содержащаяся в ней информация вскоре исчезает.
Автобиографическая же память, способная хранить информацию на протяжении жизни, возникает, когда ребенок отделяет себя от окружающего мира и начинает осознавать собственное "я”. И происходит это, как доказал Хоу, в возрасте от 18 до 24 месяцев (а не в 3 — 4 года, как думали раньше), когда ребенок узнает себя, глядя в зеркало. И это понятно: именно в этом возрасте в лобных долях головного мозга и в гиппокампе формируются структуры, ответственные за самосознание. Хоу показал также, что, вопреки прежним представлениям, осознание собственной личности происходит независимо от того, в какой степени ребенок овладел родным языком.
Вывод Хоу о том, что человек может помнить себя начиная примерно с двухлетнего возраста подтверждается автобиографическими произведениями известных людей. Например, писатель Владимир Галактионович Короленко начинает "Историю моего современника” с описания "первых впечатлений бытия”: "Самое раннее из… воспоминаний — сильное зрительное впечатление пожара. Мне мог идти тогда второй год, но я совершенно ясно вижу и теперь языки пламени над крышей сарая во дворе, странно освещенные среди ночи стены большого каменного дома и его отсвечивающие пламенем окна. Помню себя, тепло закутанного, на чьих-то руках, среди кучки людей, стоявших на крыльце…”.
Как видим, яркое в прямом и переносном смысле событие запечатлелось в памяти двухлетнего мальчика во всех деталях. И уже будучи пожилым человеком, он смог дать его подробное описание.
Однако, вспоминая самые ранние эпизоды своей жизни, мемуарист рискует выдать за собственные впечатления то, что рассказывали ему другие. На эту проблему обращает внимание Иоганн Вольфганг Гёте в своем автобиографическом произведении "Из моей жизни. Поэзия и правда”. Сам Гёте не стал вдаваться по этому поводу в "кропотливые изыскания”, полагая, что они все равно ни к чему не приведут…
Любопытно, что с той же мысли начинает повествование "Детские годы Багрова-внука” Сергей Тимофеевич Аксаков: "Я сам не знаю, можно ли вполне верить всему тому, что сохранила моя память?.. Будучи лет трех или четырех, я рассказывал окружающим меня, что помню, как отнимали меня от кормилицы… Все смеялись моим рассказам и уверяли, что я наслушался их от матери или няньки и подумал, что это сам видел. Я спорил и в доказательство приводил такие обстоятельства, которые не могли мне быть рассказаны и которые могли знать только я да моя кормилица или мать. Наводили справки, и часто оказывалось, что действительно дело было так и что рассказать мне о нем никто не мог. Но не всё, казавшееся мне виденным, видел я в самом деле; те же справки иногда доказывали, что многого я не мог видеть, а мог только слышать”.
Итак, научные исследования и мемуары известных людей доказывают, что только примерно к двум годам ребенок осознает себя и приобретает способность к запоминанию происходящих с ним самим и вокруг него событий. Но это не значит, что до двухлетнего возраста он ведет растительную жизнь, лишенную всяких чувств и переживаний. (Еще в начале прошлого века было распространено мнение, что грудной ребенок не способен испытывать даже боль. Поэтому нередко новорожденных оперировали без наркоза…)
Как пишет Л. С. Выготский, "вскоре после рождения мы наблюдаем все те основные процессы жизни, которые у старших детей и взрослых находятся в связи с психическими состояниями. Такова в первую очередь выразительность движений, обнаруживающих психические состояния радости или повышенного настроения, горя и печали, гнева и страха или испуга, удивленья или раздумья”.
Младенец может переживать и стресс, вызванный физической болью или эмоциональным потрясением. И эти переживания не проходят бесследно, они, как говорят ученые, оставляют "психические рубцы”, которые сохраняются на протяжении жизни. Они дают о себе знать, когда, будучи уже взрослым, человек вновь подвергается стрессу — из-за потери работы, смерти близкого человека, развода или по каким-то другим причинам. Результатом нередко бывает тяжелое психическое расстройство — депрессия.
Американские ученые Чарльз Немерофф и Пол Плоцки доказали это, проведя эксперимент над животными. Они на десять дней отняли от матери новорожденных крысят. Став взрослыми, эти крысята проявили значительно большую предрасположенность к стрессу и депрессии, чем животные из контрольной группы, не подвергавшиеся такому испытанию. Над людьми такого опыта не поставишь, но с ними происходит то же самое.
Таким образом, первопричиной депрессии, постигшей взрослого человека и на самом деле могут стать драматические события или переживания, случившиеся в раннем детстве, когда память еще не могла их зафиксировать. Следовательно, и вспомнить о них, "погружаясь в прошлое”, как советуют некоторые психологи или целители, не представляется возможным.
А нельзя ли "реконструировать” эти события или переживания, выяснить их природу каким-то иным — не прямым, через воспоминание, а "окольным” путем? Оказывается, можно. И с такой непростой задачей справился не психолог и не медик, а писатель — Михаил Михайлович Зощенко, посвятивший своему поиску частью автобиографическую, частью научно-художественную повесть "Перед восходом солнца”.
Александр ТОЛПЕГИН
Оцените материал Рейтинг: 0.0/0
Категория: 11 номер | Добавил: точка (13.01.2010)
Автор: Александр ТОЛПЕГИН
Просмотров: 793
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Наш опрос

Делаете Зарядку?
Всего ответов: 75

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0