Воскресенье, 24.11.2024, 07:35 | Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Журнал:ФиС
Физкультура и спорт
Главная » Статьи » "ФиС" за 2008 год » 4 номер |
Опять я вас тревожу. Меня взволновал рассказ о живой энергии. Тема очень свежая, интересная, с дальним прицелом! Всегда удивляюсь тому, как умеет журнал «ФиС» зацепить читателя, предложить ему новую идею. Мне тоже бы хотелось поделиться некоторыми мыслями на эту тему... Есть такой шедевр французской готики — Шартрский собор. Он посвящен Деве Марии. Какие там великолепные цветные витражи! Вы не задумывались, а почему смотреть на громадные и яркие витражи нужно непременно снизу вверх, начиная с земли и очень постепенно и медленно подниматься и сердцем и глазами — к небу? О таком способе смотреть на витражи и на жизнь (!) я узнала от Игоря Грабаря. Коренные москвичи знают, кто этот человек, что он сделал для русского искусства. И.Э. Грабарь — живописец, архитектор, историк искусства, музейный деятель. Я видела И. Грабаря, когда мне было 13 лет. И пока отец мой разговаривал с ним, я только всматривалась в этого редкостного художника и человека. Я уже тогда знала, что именно Игорь Грабарь спас (при помощи реставрации) картину И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван», изрезанную больным человеком. И. Грабарь умел и любил улыбаться, радоваться жизни, с каким-то особенным артистическим шиком носил шляпу. Тогда я не думала, как и какими гранями сверкнет для меня лично искусство великого мастера, как он поможет мне, поддержит, «отреставрирует» мои жизненные шрамы и порезы, мои болезни, научит смотреть на жизнь под разным углом зрения (!). Для меня картина Игоря Грабаря «Февральская лазурь» чем-то удивительно напоминает цветные витражи в Шартрском соборе. То же могущество цвета, те же лазурь, золото и телесная розовость берез, которые дожили до весны, до «мартовского снега». И здесь снова принцип — смотреть снизу-вверх! Объясню. В февральские дни 1901 года Грабарь вернулся из-за границы. Стосковался по России. На родине он и создает свои изумительные полотна — «Февральская лазурь» и «Мартовский снег». Художника привлекла могучая белоснежная береза. Засмотревшись на березу, Грабарь уронил палку, наклонился за ней — и случайно снизу глянул на дерево. И вдруг увидел все по-новому! И небо было ярче, и береза пылала белизной... С помощью кучера Миши художник вырыл в снегу окопчик. И в этот окопчик поместился сам со своим холстом и мольбертом. Там около двух с лишним недель и рисовал. Для себя я это называю так — «эффект Грабаря». Это возможность помочь самой себе, посмотреть на жизнь, на свои проблемы и болезни по-другому. В 80-х годах XX века грипп валил с ног целые семьи. И сама я пролежала около месяца. А вышла на «волю» в феврале — и ахнула! Февральская лазурь развернула свое яркое знамя. Гудел ветер! И гудел под ветром тополь, весь в снегу и в блеске. Горело солнце! Но главное — уже шла весна света! Я вспомнила И.Э. Грабаря — и стала выздоравливать. Когда он рисовал, то был счастлив. Только счастливый человек мог создать такое фантастическое полотно. Художник потом говорил, что устремленные вверх ветви березы и ее ствол показались ему Волгой со всеми ее реками и ручьями. Сто лет минуло, а картина до сих пор излучает и дарит нам живую энергию красоты. Недаром Римма Казакова как-то сказала: «Россию делает береза». Сергей Есенин — национальная гордость России, великий поэт. Помните его очень нежные и блистательные строки: «Я по первому снегу бреду, в сердце ландыши вспыхнувших сил...» Только С. Есенин, с его большой лирической силой, смог соединить казалось бы несовместимое. Человек идет среди снега, но «в сердце ландыши вспыхнувших сил»! Может, это и есть ключ к разгадке? А вдруг это та самая живая энергия, о которой так убедительно говорилось в журнале «ФиС» (№ 10, 2007 г.) В студенческие годы мне были очень близки работы В.И. Вернадского. Все помнят его оптимистические высказывания: «Мы не падающие звездочки. Мы принадлежим всем этим звездным мирам, составляем с ними единое целое! Человек — это колония клеточек. Клеточки, сочетаясь, составляют разумное существо...» Или это: «Что значит изучить человека всесторонне, полностью? Нужны сотни... специалистов разных областей. Это не только биологи и медики. Нужны физики, химики, психологи. И этого мало. Ведь человек состоит, в конечном итоге, из атомов, вырабатывает химические соединения, излучает энергию (!), движется...» И еще: «Человек — это начальная маленькая клетка, посаженная Природой на Землю»... Но ведь про это говорил и А.Л. Чижевский: «Важно запомнить, что каждая ступень «Высшего Разума» (от ядра клетки до космоса) управляет своей клеткой, в чем бы она ни была выражена... Таким образом, мы можем говорить о духовном единстве Вселенной...» Вот и получается, что человека надо рассматривать, как клетку в природе. Но ведь клетка и получает помощь в виде живой энергии, а получаем мы эту энергию, эту своеобразную живую подпитку, через воду, воздух, через нашу счастливую и чистую радость творчества. Я просто благоговейно отношусь к таким людям, как кандидат биологических наук Ирина Уткина. Сколько в ней умной тактичности и ясных аргументов и в пользу науки, и в пользу вещей, которые пока не поддаются анализу и объяснению. И. Уткина высказывает интересную мысль: «...некоторые люди с очень тонкой духовной и душевной организацией способны чувствовать наличие того, что наука не может определить...» И здесь же: «По-моему, живую энергию дает то дело, которое ты делаешь с радостью...» («ФиС», № 10, 2007 г.). Согласна! Кто хочет быть здоровым — ест овощи. Кто хочет быть мудрым — питается воздухом. Очень известный Юрий Андреев придумал для себя энергетическое дыхание, которое использует в беге. Человеку ведь свойственен взлет души, полётность, чем красив и полезен бег. Ю. Андреев стал взвешиваться до бега и после бега. Он с удивлением убедился, что за время бега вес его прибавился на 700 г. И без всякого завтрака. Однако! Об энергическом дыхание Ю. Андреева журнал «ФиС» уже рассказывал, потому и не привожу его методику. Главное, что такое дыхание существует, что есть живая энергия, которая помогает этому увлеченному человеку жить ярко и нестандартно. Здесь просто не могу не вспомнить слова Порфирия Иванова: «Я сам с высоты тянул крепко в себя воздух для того, чтобы мне не требовалось кушать. Я жил в то время из-за Вселенной, которая падала на мое тело из высоты...» П.К. Иванов хорошо владел искусством набора «духовной энергии», не каждому это дано... Огромную роль в жизни человека играет вода. Недаром В.И. Вернадский в своей работе «История минералов. История природных вод». много страниц посвятил одному веществу, называя его «самым особенным и многоликим» — воде! Академик-фитотерапевт К.А. Трескунов в № 10 «ФиС» за 2007 г. говорит так: «Каждое утро пробегаю по 14 кругов вокруг озера... купаюсь в озере в любую погоду. Та живая энергия, которой я подпитываюсь постоянно, позволяет мне активно трудиться...» В эти слова я верю. Хочу пригласить читателей «ФиС» на настоящее лесное озеро. Мы ехали туда с братом Сергеем на машине; наконец, свернув на лесную дорогу с ухабами и ямами, машину оставили и пошли пешком среди растущей травы и первых цветов. И вот блеснула вода! Березовые и сосновые рощи мощным кольцом окружили темно-синие, почти фиолетовое озеро. Его живая, подвижная, световоздушная среда заставила нас остановиться... Мозаика волн, этой синевы и вдруг бирюзы, изумрудные крапинки на воде. Налетел ветер! Поднятые ветром ребристые волны полетели дальше, задевая прибрежные березы и темные молодые ели. Синяя вода озера действительно жила, дышала, переливалась из темной лазури в золотисто-коричневый свет. Будь моя воля, я сразу бы назвала все это живой энергией! На берегу стоял пустой рыбацкий шалаш. И никого кругом! Помните у А. Вознесенского: «Тишины хочу, тишины... Нервы, что ли, обожжены? Тишины...» Солнце уходило за край соснового бора. Мы с Сережкой поднялись на холм, к еще оранжевым стволам сосен — и тихо ахнули. Много мы видели за свою жизнь ландышей, но такого количества — никогда! Среди золотых стволов сосен были настоящие плантации только одних ландышей, выращенных природой. Ландышевая белизна захлестнула нас с головой. Говорят, что красота всегда неизъяснима. И такое волнение при встрече с красотой, что надолго запоминается! Напомню, что в России 2008 год — год семьи. Говорят, что в ландышах на ночь прячутся солнечные зайчики. Кому, как не маленькому ребенку, рассказать про фонарики гномов. На них похожи колокольчики ландыша... А.П. Чехов советовал своим пациентам в период депрессии смотреть на ландыши, вдыхать их аромат. Ведь депрессия (так говорят ученые) через несколько лет потеснит многие болезни, станет основным заболеванием для людей. И здесь ландыш приходит на помощь. Цветки ландыша помогут и при аритмии, и при неврозах любой степени. Народные целители знают, что капли или настой из цветков ландыша, собранных непременно утром, по росе, снимет тревогу, волнение, депрессию, как у женщин, так и у мужчин. Рецепт: 1 ст. ложка цветков, 1 стакан кипятка, укутать на 2 часа; пить по 1 ст. ложке днем и вечером. Однажды весной я запоздала прийти на свой любимый овражный склон, где росли ландыши. И все же ждали меня там три ландыша! Они еще цвели... И я сказала себе: «Валя, хорошо что эти цветки тебя дождались. Не надо их рвать. Лучше просто послушать их тихую музыку и сказать им — спасибо». К моему глубокому сожалению, на одних высказываниях (пускай и очень знаменитых людей), на лирических зарисовках увиденного мною в природе — нельзя построить точную научную систему веских доказательств в пользу существования «живой энергии». Я понимаю, что научные люди только улыбнутся, если будут читать о моих робких попытках как-то подойти к этой теме. И они будут правы. При всем при том я не могу отказать себе в удовольствии видеть мир так, как я хочу, и подпитываться его энергией так, как я могу. В этом и есть мое счастье, моя сила, моя опора!
| |
Оцените материал
0.0/0
Категория:
Рейтинг: 4 номер | Добавил: admin (24.03.2010) Автор: Валентина САМОЙЛОВА Все материалы автора: | |
Просмотров: 823 |
Всего комментариев: 0 | |